Обеспечение безопасности личности, общества и государства является приоритетной задачей государственной политики, научно-практической и общественной деятельности. Уровень безопасности зависит от уровня защищенности личности, общества и государства от угроз, имеющих различную природу. Серьезную обеспокоенность вызывают угрозы, связанные с опасными природными процессами и потенциально опасными промышленными объектами.
Международный и отечественный опыт показывает, что для принятия обоснованных решений в сфере обеспечения безопасности населения, государства, окружающей среды наиболее перспективно использовать показатели риска. Под риском понимается количественная мера реализации событий, влекущих за собой ущерб для населения, окружающей среды и экономики.
Обеспечение требуемого уровня безопасности непосредственно связано с достижением приемлемого уровня риска, конкретное значение которого на данном этапе развития определяется глубиной научных знаний, уровнем социально-экономического и технологического развития страны, развитостью культуры безопасности, национальным менталитетом и рядом других факторов.
Целью Российского научного общества анализа риска (далее Общество) является подготовка обоснованных предложений в сфере обеспечения безопасности населения, объектов техносферы и окружающей среды путем объединения усилий всех заинтересованных сторон, в том числе предложений по установлению предельных уровней риска, регулирующих опасные воздействия на человека, объекты и окружающую среду. В качестве первого шага в этом направлении Общество заявляет о необходимости введения нормативов предельно допустимых уровней риска, ограничивающих воздействие потенциально опасных промышленных объектов.
Исходя из уровня социально-экономического развития Российской Федерации и на основании существующего мирового опыта Общество предлагает установить нормативы предельно допустимого уровня (ПДУ) индивидуального риска смерти, а также уровня социального риска. Предлагаемые Обществом нормативы носят рекомендательный и целевой характер, отражают специфику промышленного объекта, а также характер опасного воздействия.
Для потенциально опасных производственных объектов России в целом целесообразно установление ПДУ индивидуального риска для населения не превышающего 10 -4 в год в качестве общего федерального норматива.
Указанный норматив должен быть дифференцирован в зависимости от специфики промышленных объектов - источников опасности, и характеру их опасного воздействия на население. Эта дифференциация отражает следующие показатели ПДУ индивидуального риска смерти, являющиеся частными федеральными нормативами:
А) по критерию новизны промышленного объекта (за исключением специальных объектов):
· не более 10 -5 в год - для новых (вновь проектируемых) объектов;
· не более 10 -4 в год - для действующих объектов.
Б) по критерию комбинированности опасного воздействия:
· не более 10 -5 в год - для систематического воздействия вредных факторов на здоровье населения;
· не более 10 -4 в год - для совместного (комбинированного) систематического воздействия различных вредных факторов на здоровье населения.
Пренебрежимые уровни индивидуального риска рекомендуется установить в 100 раз меньше соответствующих ПДУ.
Нормативную величину ПДУ социального риска смерти (гибели) N и более человек из населения рекомендуется установить на уровне 10 -3 /N 2 в год для новых (вновь проектируемых) объектов и на уровне 10 -2 /N 2 в год для действующих объектов.
Пренебрежимые уровни социального риска рекомендуется установить в 100 раз меньше соответствующих ПДУ.