РАЗМЕЩЕНИЕ ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ
ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
(НП-060-05)
(Аннотация)
Федеральные нормы и правила в области использования атомной «Размещение пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности» НП-060-05 (далее – Нормативный документ) утверждены и введены в действие с 01.01.2006 Постановлением Ростехнадзора от 31 августа 2005 г. № 3. Введен впервые.
Документ разработан с учетом федеральных норм и правил и документов МАГАТЭ, регламентирующих выбор площадок для атомных станций.
Данный Нормативный документ устанавливает основные критерии и требования по обеспечению безопасности при размещении вновь сооружаемых наземных и подземных пунктов хранения ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ (далее – ПХ ЯМ и РВ) предприятий ядерного топливного цикла, включая пункты хранения свежего и облученного уранового топлива и МОКС-топлива.
Требования, установленные данным документом, не распространяются на предприятия по добыче природного урана.
На площадке и в районе размещения ПХ ЯМ и РВ должны быть выполнены проектно-изыскательские работы по определению и оценке условий размещения, включая определение:
- возможности возникновения на площадке ПХ ЯМ и РВ процессов, явлений и факторов природного и техногенного происхождения и их параметров;
- характеристик (в том числе гидрологических и гидрогеологических) окружающей среды, способных оказывать влияние на перенос и накопление радиоактивных веществ;
- параметров воздействий на окружающую среду и на ПХ ЯМ и РВ от действующих, проектируемых или сооружаемых химически и (или) ядерно и радиационно опасных объектов на площадке ПХ ЯМ и РВ;
- возможности обеспечения условий и путей эвакуации населения, перевозки ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов в случае опасных явлений, процессов и факторов природного и техногенного происхождения на площадке и в районе размещения ПХ ЯМ и РВ.
При этом должны применяться рекомендуемые нормативными документами или апробированные опытом использования и обеспечивающие достоверность методы изысканий и исследований, методы и методики оценки параметров внешних воздействий природного и техногенного происхождения, а также переноса радиоактивных веществ от источника радиоактивного выброса и (или) сброса.
Программные средства, с помощью которых реализуются методы оценки параметров внешних воздействий и методики определения характеристик переноса радиоактивных веществ, должны быть аттестованы (сертифицированы) в установленном порядке.
Оценка условий размещения ПХ ЯМ и РВ должна проводиться с учетом возможности достижения сформулированных в проекте ПХ ЯМ и РВ критериев, принципов и требований обеспечения безопасности, включая обеспечение:
- безопасности эксплуатации ПХ ЯМ и РВ с учетом выявленных экстремальных процессов, явлений и факторов природного и техногенного происхождения и их неблагоприятного сочетания;
- безопасности населения и защиты окружающей среды от ПХ ЯМ и РВ при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии (проектные, запроектные);
- физической защиты ПХ ЯМ и РВ, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
- выполнения санитарных и противопожарных норм проектирования и строительства зданий и норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
- стабильности (сохранности) свойств пород породных массивов, в которых размещаются подземные ПХ ЯМ и РВ, при проектных и запроектных авариях на них.
Заявитель в составе технико-экономического обоснования (проекта), в том числе проекта подземных ПХ ЯМ и РВ должен определить объем и содержание мониторинга процессов, явлений и факторов природного и техногенного происхождения в районе размещения и на площадке ПХ ЯМ и РВ и не менее чем за 6 ÷ 12 месяцев до начала сооружения ПХ ЯМ и РВ приступить к эксплуатации системы мониторинга и в течение всего периода сооружения, эксплуатации и вывода ПХ ЯМ и РВ из эксплуатации контролировать стабильность характеристик геологических формаций, устойчивость горных выработок и инженерных конструкций.
Не допускается размещать ПХ ЯМ и РВ:
- на территориях, в пределах которых размещение ядерных и радиационно опасных объектов запрещено природоохранным законодательством и требованиями гражданской обороны;
- на площадках, расположенных непосредственно на активных разломах или в активных геодинамических зонах;
- на площадках, сейсмичность которых характеризуется интенсивностью максимального расчетного землетрясения, превышающей 8 баллов по шкале МСК-64;
- в районах развития карстовых (термокарстовых) процессов;
- на территории, подверженной воздействию цунами, катастрофических паводков или наводнений;
- на территории, подверженной воздействию действующих вулканов, и на территории проявления активного грязевого вулканизма;
- на территории, которая может быть затоплена волной прорыва напорного фронта водохранилищ при разрушении плотин, расположенных вверх по течению реки от ПХ ЯМ и РВ;
- в зонах схода селевых потоков и снежных лавин и в районах развития активных оползневых и других опасных склоновых процессов;
- на склонах с уклоном 15° и более;
- в пойменных террасах рек и на берегах водоемов со скоростью перемещения бровки абразионного уступа более 1 м/год;
- в районах распространения структурно и динамически неустойчивых грунтов, многолетнемерзлых нескальных грунтов, а также грунтов с модулем деформации менее 20 МПа;
- в горных выработках, устойчивость которых не обеспечивается в течение всего срока эксплуатации и вывода из эксплуатации подземных ПХ ЯМ и РВ;
- в породных массивах, если при аварии на подземных ПХ ЯМ и РВ не обеспечивается стабильность (сохранность) свойств пород.
Для площадки и района размещения ПХ ЯМ и РВ должны быть определены параметры всех возможных процессов и явлений природного происхождения, а также параметры внешних воздействий от объектов (в том числе военного назначения), расположенных на площадке и в районе размещения ПХ ЯМ и РВ, при нормальной эксплуатации или при авариях на которых возможны факторы техногенного происхождения: пожары и взрывы; выбросы взрывоопасных, воспламеняющихся, токсичных газов и химических веществ; прорывы гидротехнических сооружений; падения летательных аппаратов, их обломков и других тел, иные воздействия.
В зоне планирования защитных мероприятий должны быть исследованы естественный радиационный фон, аэрологические и метеорологические, гидрологические и гидрогеологические, геологические и инженерно-геологические, геохимические и биологические условия, определяющие рассеяние, миграцию и накопление радионуклидов; составлены прогнозы изменения этих условий; установлены данные о распределении населения и землепользовании на весь период эксплуатации и вывода из эксплуатации ПХ ЯМ и РВ.
При оценке влияния пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ на население и окружающую среду в зоне планирования защитных мероприятий должны быть исследованы естественный радиационный фон, аэрологические и метеорологические, гидрологические и гидрогеологические, геологические и инженерно-геологические, геохимические и биологические условия, определяющие рассеяние, миграцию и накопление радионуклидов; составлены прогнозы изменения этих условий; установлены данные о распределении населения и землепользовании на весь период эксплуатации и вывода из эксплуатации ПХ ЯМ и РВ.
Сроки и объем мероприятий по приведению ПХ ЯМ и РВ в соответствие с требованиями данного документа устанавливаются в каждом конкретном случае эксплуатирующей организацией и рассматриваются компетентным органом государственного регулирования безопасности.
Содержание:
Перечень сокращений
Основные термины и определения
1. Назначение и область применения
2. Общие положения
3. Основные критерии размещения пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и требования к их размещению
4. Требования к оценке параметров процессов, явлений и факторов природного и техногенного происхождения
4.1. Процессы, явления и факторы природного происхождения
4.2. Факторы техногенного происхождения
5. Оценка влияния пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ на население и окружающую среду