Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ  НАВОДНЕНИЯХ

Такое природное бедствие как наводнение  сложно предсказать, однако существуют способы борьбы с наводнениями, которые позволяют свести к минимуму риск затопления и избежать как существенного материального ущерба, так и человеческих жертв.


Можно выделить две основные группы способов (направлений) управления рисками от наводнений: инженерные и не инженерные (организационно-правовые).

Инженерные способы управления рисками

Основой  комплекса мероприятий по защите от наводнений в речных бассейнах являются инженерные мероприятия, которые обеспечивают наиболее эффективные меры защиты от паводков,  к которым относится:

    • строительство плотин и создание водохранилищ;
    • создание защитных дамб;
    • регулирование стока;
    • увеличение пропускной способности речного русла;
    • строительство обводных каналов
    • повышение отметок защищаемой территории.

Один из самых эффективных способов  борьбы с наводнениями — это строительство  водохранилищ , с помощью  плотины  перегораживающих русло  реки. Во время  паводка  избыток  воды задерживается в нем,  что защищает  местность ниже по течению от затопления. В нашей стране немало водохранилищ, они расположены на многих  крупных  реках,  таких как Волга, Обь, Енисей, Дон. К примеру,  Зейское  и Бурейское  водохранилища, расположенные на  одноименных реках, сыграли важную роль в борьбе с наводнениями на Дальнем  Востоке летом 2013 года. Строительство водохранилищ в речном бассейне  осуществляется, как правило,  для многоцелевого использования водных ресурсов и позволяет при условии  выполнения соответствующих  требований  при их строительстве  и эксплуатации, кардинально решить для отдельных территорий  проблему защиты от наводнений.

Поперек  рек и речек плотины  устраиваются с целью поднять уровень воды и распространить судоходство и сплав в верхнем течении реки, а также использовать энергию падающей воды, созданного  искусственного водопада. Ручьи, балки, овраги и ложбины заграждаются плотинами для задержания  в них дождевых и снеговых вод, образующих  пруды и резервуары,  запасами  которых пользуются в сухое время года для орошения полей,  для водопоя  и других потребностей в домашнем  хозяйстве  или для водоснабжения населенных мест,  для питания судоходных  каналов   и  рек  при  недостаточной  глубине  их  для  судоходства (реки Мста, Верхняя Волга и другие).

Плотины различаются  по типу основного материала,  из которого  они возводятся:

    • грунтовые;
    • бетонные;
    • металлические;
    • тканевые;
    • деревянные;
    • железобетонные.

Для справки:

На территории России эксплуатируется более 30 000 водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов.

Многие   крупные   реки   России   – Волга,   Ангара   и  другие  превращены в каскады водохранилищ (табл.). Главная цель создания  водохранилищ – регулирование речного стока. Они строятся в основном  в интересах энергетики, ирригации,  водного  транспорта,  водоснабжения,  лесосплава,   рыбного хозяйства,   в  рекреационных целях  и  в  целях  борьбы  с  наводнениями.  Для этого в водохранилищах аккумулируется  сток в одни периоды  года и отдается накопленная вода – в другие.

Водохранилище

Объем полный, км3

Площадь, км2

Напор,м

Год заполнения

Братское  (Ангара)

169

5470

106

1967

Красноярское (Енисей)

73,3

2000

100

1967

Зейское  (Зея)

68,4

2420

98

1974

Усть-Илимское (Ангара)

59,4

1870

88

1977

Куйбышевское (Волга)

58,0

5900

29

1957

Байкальское [Иркутское) (Ангара, оз. Байкал)

47,6

32970

30

1959

Вилюйское  (Вилюй)

35,9

2170

68

1972

Волгоградское (Волга)

31,4

3115

27

1960

Саяно-Шушенское (Енисей)

29,1

633

220

1987

Рыбинское (Волга)

25,4

4550

18

1949

Колымское (Колыма)

14,6

440

117

1983

Онежское (Верхнесвирское) (Свирь, оз. Онежское)

13,8

9930

17

1952

Саратовское (Волга)

12,4

1830

15

1968

Камское  (Кама)

12,2

1915

21

1956

Избежать  затоплений позволяют  не только плотины  и водохранилища, но и защитные дамбы . Их обычно  возводят  вдоль берегов рек и у моря. Они необходимы для того, чтобы оградить территорию  от подъема воды и воздействия волн. Так, комплекс  дамб и других гидротехнических сооружений, который был введен в эксплуатацию в 2011 году, защищает  от наводнений Санкт-Петербург. Принята классификация плотин  по высоте подъёма  воды: низконапорные (глубина  воды перед плотиной до 15 м), средненапорные (15-50 м), высоконапорные (более 50 м).


Дамба – искусственное возвышение в виде вала, большей  частью из земли, иногда из камня или других материалов. Дамбы строятся в низких местах долин, в болотах и руслах рек, а также вдоль морских берегов.

По   срокам,   на  которые   возводятся   дамбы  разделяются   на:  постоянные и временные  (например, дамбы из мешков с песком на время наводнений, резиновые).

Регулирование стока

Территориальная неравномерность, большая  внутригодовая и многолетняя изменчивость речного  стока  затрудняют  обеспечение населения и экономики некоторых регионов России  необходимым  количеством воды. Эта проблема решается за счет регулирования стока рек водохранилищами. Причем  наиболее эффективное  и  многоцелевое   использование  водных   ресурсов   достигается при каскадном расположении водохранилищах, образующих  единую водохозяйственную систему. Примером могут служить Волжско-Камский и Ангаро-Енисейский каскады.

Для справки:

Сегодня Россия имеет 103 водохранилища, каждое объемом свыше 100 млн. м3. Суммарная площадь их водной поверхности составляет 101155,7 тыс. км2, полезный объем 338649,2 млн. м3. Кроме  них для различных  видов водопользования построено большое число водохранилищ с полезным объемом от 1 до 100 млн. м3, а также малые водохранилища и пруды с полезным  объемом менее 1 млн. м3.

Основная цель создания водохранилищ – планируемые изменения в природе, а именно:

    • выравнивание естественной неравномерности стока между сезонами  года и  годами  различной водности  в интересах  гидроэнергетики, ирригации, водоснабжения, рыбного хозяйства;
    • вовлечение в хозяйственное использование непродуктивных земель;
    • улучшение природных условий прилегающих  территорий;
    • предотвращение наводнений.

С помощью  водохранилищ созданы  водные  транспортные пути на главных судоходных реках России,  таких как Волга, Кама,  Дон, Енисейю  Водохранилища эффективно используются  и для защиты от наводнений, например, Зейское и Бурейское на Дальнем Востоке, Краснодарское на Северном Кавказе.

Краснодарское водохранилище.

В то же время в нижних бьефах водохранилищ возможны  значительные затопления при больших вынужденных  экстренных  сбросах, вследствие ограниченных возможностей водохранилищ к аккумуляции катастрофических половодий  или паводков.  При неточном  прогнозе  водохранилища также могут оказываться неподготовленными к принятию  максимального стока, что и наблюдалось при аварийных  сбросах воды в августе 2001 года на Седанкинском водохранилище в Приморье  и в июне 2002 года на Усть-Джегутинском водохранилище в Карачаево-Черкесии.

Важным  направлением  водохозяйственной  деятельности   является строительство  и эксплуатация крупных  гидротехнических систем,  позволяющих перераспределять речной сток из регионов, имеющих избыток водных ресурсов, в районы с их дефицитом.

Для справки:

В настоящее время в России действует 34 системы подобного рода  с суммарной  протяженностью около  3 тыс.  км.  Ими  перераспределяется около 15 куб. м воды в год. Наиболее крупными каналами  для перераспределения речного стока являются: на реке Кубани – Большой  Ставропольский, пропускная способность которого  180 куб. м/с,  и Кубанский оросительный (210 куб. м/с); на реке Дон – Донской (250 куб. м/с); на Волге – канал им. Москвы (125 куб. м/с).

Наибольшего экономического эффекта  и технической  надежности систем защиты  от наводнений можно достичь при сочетании  регулирования стока водохранилищами и обвалования защищаемых территорий. В качестве удачного примера  такого  сочетания   обычно  приводится   опыт  защиты  от  наводнений бассейна   р.  Кубани.   Здесь  часто  наблюдаются   зимне-весенние половодья   и летние  паводки  в  связи  с  таянием  снега  и  ледников  в  горах  и  выпадением обильных  дождей.  Только  за  последние   50 лет  пойма  Кубани  затапливалась 46 раз. В связи с исключительной ценностью  кубанских земель более чем за столетний период в бассейне выполнены большие объемы работ по обвалованию. Общая протяженность дамб достигает 900 км. Дамбами защищается территория площадью 6,5 тыс. км2  с населением  более 300 тыс. человек.

С вводом в эксплуатацию Краснодарского водохранилища появилась надежда, что проблема наводнений будет решена в связи с регулированием расходов воды во время  весеннего  ледохода.  И,  тем не  менее,  зима  2002 года показала, что этого было недостаточно  для предотвращения наводнений, когда устье Кубани настолько  заилилось, что  было  не  в состоянии пропустить  весь  поток  воды. А вот летом 2002 года это водохранилище сыграло  свою положительную роль. Иначе,  как полагают специалисты, «пол-Кубани смыло бы в Азовское море».

Увеличение пропускной способности речного русла

Для увеличения  пропускной способности речного русла осуществляется его регулирование: изменение уровня воды и водопропускной способности водоема. Распространенные методы регулирования – углубление  дна, расширение, очистка и спрямление русла реки.

Организация очистки русла реки – самый простой метод. Крупногабаритный донный сор, бурная растительность на дне и берегах снижают скорость течения, повышая  этим  уровень  воды.  Снижения гидростатического трения  можно добиться, удалив часть загрязняющих дно элементов. Следствием этого является заметное  понижение среднегодового  уровня  вод,  что является  главной  целью мероприятий по предотвращению паводков.

Углубление русла позволяет придать руслу оптимальную  с точки зрения гидротехники  форму.  При  углублении  и расширении русла меняется  площадь сечения  фигуры потока. Качественное дноуглубление  позволяет  произвести значительное регулирование уровня и скорости течения воды.

Работы  по спрямлению русла проводятся  на излишне  извилистых  участках рек, для повышения скорости  течения  и предотвращения заиления дна. Благодаря этому реки во время паводка пропускают больший поток воды.

Повышение отметок защищаемой территории

Поверхность  территории  надлежит повышать:

    • для  освоения   под  застройку   затопленных,  временно   затапливаемых и подтопленных территорий;
    • для использования земель под сельскохозяйственное производство;
    • для благоустройства прибрежной полосы.

Подсыпка земли для повышения отметок поверхности территории  в качестве метода защиты от наводнений чаще всего применяется при необходимости размещения отдельных  объектов,  которые  в силу сложившихся  обстоятельств необходимо  на них разместить.  Особенно  широко  этот метод практикуется при расширении и застройке новых городских территорий.

При  осуществлении искусственного повышения поверхности  территории необходимо обеспечивать  условия естественного дренирования подземных вод.

Создание обводных каналов

Для защиты  от наводнений также строят обводные  каналы.  По искусственному руслу часть воды уходит, и это позволяет избежать затопления территории. Трасса дополнительного русла проводится  от места, где уровень воды поднимается выше допустимого,  до створа расположенного вниз  по течению,  где пропускная  способность реки  обеспечивает  пропуск  всего  объема  половодья, не приводя к затоплению земель выше допустимого уровня.

Регулирование хозяйственного использования опасных зон

Наводнение следует рассматривать не как  простое  затопление  водой местности, а затопление, причиняющее материальный ущерб промышленным и сельскохозяйственным объектам, жилым строениям, наносящее ущерб здоровью людей,  угрожающее  их жизни.  Так как именно  наличие ущерба является сущностью наводнений, в отличие от естественных  разливов  рек, мероприятия по защите  от наводнений должны быть ориентированы прежде всего на устранение (уменьшение) наносимого ими ущерба.

Если сущностью наводнений является ущерб от затопления, то и стержневой задачей при разработке  комплекса мер по защите  от наводнений должна стать экономическая: какие  мероприятия необходимо  осуществить  для ликвидации или уменьшения ущерба, наносимого разливами  рек в периоды паводков  и половодий.  Свести к минимуму потери – единственное, что может человек. Для этого  в первую  очередь  нужен  своевременный прогноз  паводковых  ситуаций и эффективная система оповещения населения.

Сегодня  муниципальные органы  власти  оказались  в сложном  положении. Часть паводкоопасных территорий  освоена стихийно.  А в большинстве случаев –  с  разрешения и  одобрения   соответствующих органов.  Большинство  жилых домов,  смытых  в  результате  наводнений последних  лет,  были  расположены в поймах рек.

Допустив освоение паводкоопасных территорий, власть вольно или невольно взяла на себя всю полноту  ответственности за последствия  наводнений. Регулярное затопление  населенных пунктов связано с неистребимым желанием людей жить ближе к воде. Люди стали селиться  даже в пойменной части рек. Введенные  в заблуждение  долгим засушливым  периодом, они стали строиться ниже  плотин,  в зонах,  которые  могут быть затоплены  при  аварийном сбросе воды.

Застройка  паводкоопасных территорий  является  одной  из причин  тяжелых последствий   наводнения.  Специалисты  считают,   что  строительство   должно быть  запрещено в  водоохранной зоне,  на  пойме,   на  первой  надпойменной террасе: при подъёме воды всё это будет затоплено. Между тем в России нередко строительство ведут без учёта рисков затопления.

Разрешение на застройку дают местные власти, но для принятия правильного с точки зрения защищенности от наводнения решения их должны консультировать специалисты, владеющие данными  о возможном  поведении  водных потоков. Нередко  дома построены  в опасных местах ещё в советское время, а в 90-е годы застройка  их еще более возросла. Закон (ст. 6 Водного кодекса) защищает  лишь 20 метров береговой полосы,  которые являются  зоной общего доступа, но и эту норму соблюдают далеко не всегда.

Возводя строения  на берегу реки, люди практически не задумываются  о возможном наводнении и его последствиях. В итоге по берегам рек и озёр вырастают целые коттеджные  посёлки.  Незаконная застройка  в зоне периодического затопления при наводнении существует практически в каждом регионе страны.

Точный  масштаб  незаконной застройки  в конкретных регионах  становится известен   тогда,   когда   начинается  подсчёт   ущерба,   а  пострадавшие  ждут его  возмещения – естественно, за  счёт  государства.  О  том,  что  возможных последствий можно было бы и избежать, выбрав более безопасное место для строительства, пострадавшие предпочитают не думать.

В таком случае их главный  аргумент: «Мы здесь 20 лет жили,  и ничего  не было». Однако,  как отмечают учёные, это заблуждение. Территория может затапливаться  с периодичностью раз в 100 лет, при этом большая  вода может приходить и несколько лет подряд. По этой причине существуют строительные нормы  и правила,  запрещающие капитальное строительство  на землях,  затопляемых 1 раз в 100 лет и чаще, без адекватной  инженерной защиты. Если бы эти требования  выполнялись на Дальнем Востоке, ущерб от наводнения летом 2013 года был бы намного  меньшим.

Действующими законами предусмотрена административная ответственность хозяев «самостроя», а в отдельных случаях по решению суда может быть осуществлён снос незаконно построенных объектов за счёт собственника. Однако трудно ожидать, что такие радикальные меры решат проблемы с незаконной застройкой  в зонах периодического затопления в масштабах всей страны.  Выходом из сложившейся ситуации может стать обязательное  страхование построек, возведённых  ниже уровня затопления паводком  с вероятностью  один раз в 100 лет (как это сделано, например, в США).

Развитие системы страхования рисков

Повышению уверенности  людей в преодолении негативных  последствий наводнений способствует важнейшая составляющая экономического механизма обеспечивающего выполнение задач в данной сфере общественных отношений. Этой  составляющей является  страхование  рисков  ущербов  от  наводнений и гражданско-правовой ответственности, проводимое как в обязательном, так и в добровольном порядке.

Поскольку государство не может взять на себя все бремя расходов, связанных с ликвидацией последствий  наводнений, то необходимо, чтобы жители и субъекты Российской Федерации, компании и различные  производственные объединения,  особенно   те,  которые  активно   инвестируют   средства  в строительство  и недвижимость, были также вовлечены  в процесс  обеспечения собственной безопасности и безопасности своих капиталов.

В экономическом плане страхование рисков наводнений представляет собой огромный  государственный интерес,  так как государство сейчас практически в одиночестве  несет убытки по возмещению ущерба от наводнений. Страхование же является классическим внебюджетным финансовым источником.


В России страхование  от природных опасностей  ведется в соответствии  с Федеральным законом  «О защите населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций   природного  и  техногенного   характера».  Однако  затопление Хабаровска и Благовещенска волнами  Амура в 2013 году вновь потребовало колоссальных    выплат    из   федеральной   казны.    Убытки,    причиненные   в результате крупномасштабного наводнения в Дальневосточном федеральном округе, возмещались в основном  за счет бюджетных средств. По договорам страхования, заключенным в Дальневосточном федеральном округе, страховщиками урегулирован всего 1631 убыток на сумму 181,981 млн руб. Тогда как из резервного  фонда Правительства Российской Федерации пострадавшим субъектам Российской Федерации перечислено более 16 млрд руб.

В настоящее  время  в соответствии  с Правилами выделения  бюджетных  ассигнований из  резервного   фонда  Правительства Российской Федерации по предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуаций  и последствий  стихийных   бедствий,   утвержденными  постановлением   Правительства  РФ   от 13 октября  2008 года № 750, финансовая помощь  гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, оказывается независимо от страховых выплат, осуществляемых им страховщиками по заключенным договорам страхования.

Если государство полностью  принимает на себя возмещение убытков вследствие  природной или  иной  катастрофы, можно  с большой  долей вероятности сказать,  что жители вряд ли изменят  что-либо  в своем поведении, в  своем  отношении к  потенциальным рискам.  Иждивенчество еще  никогда не приводило  к росту самосознания и ответственности. И это в свою очередь влияет на стоимость  защиты:  если жители не делают ничего,  чтобы уменьшить свои риски,  то стоимость обеспечения защиты только возрастает.

Для создания механизма страхования и повышения уровня осведомленности населения к возможным рискам  наводнений необходимо  добиться,  чтобы  по каждому водоёму уровень возможного затопления был определён специалистами и нанесён на карты и официально опубликован, а в идеальном случае – размечен на местности.  Только в этом случае люди будут осознавать,  что живут (или собираются жить) в зоне реального риска, и действовать с учётом этого.

Целесообразно также перейти к дифференцированному принципу оказания государством помощи пострадавшим. Если гражданин  застраховал  свое жилье,  то в случае чрезвычайной ситуации  вместе с поддержкой  государства и страховыми выплатами  ему будет предоставляться жилье в собственность, либо он сам будет способен приобрести  жилье на средства поддержки государства. Если же жилье было  не застраховано,  то государство  будет предоставлять гражданину  жилье лишь на основе социального найма.

Ущерб имуществу – не единственная проблема государства в случае наводнения. Еще одной проблемой является сельское хозяйство как наиболее рисковая отрасль, подверженная больше других климатическим и природным рискам. Доля ущерба от стихии в сельском  хозяйстве  составляет  60% от общего ущерба по России.  Небывалое  наводнение летом 2013 года выявило, что в список  покрываемых рисков не попадает риск «наводнение» (ст. 8 п. 1 ФЗ от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ  «О государственной поддержке  в сфере сельскохозяйственного страхования»).

В зарубежных странах механизм страхования, способствующий предупреждению чрезвычайных ситуаций различного  характера и осуществлению защитных мероприятий от них, получил широкое  распространение, и его практическая реализация регламентирована многими  национальными законодательными актами. Наиболее полное решение этот механизм нашел в США.

Закон  США  «О защите  от наводнений» установил,  что  штаты  и  местные общины  могут рассчитывать  на федеральную помощь только в том случае, если они будут участвовать в федеральной программе по страхованию  от наводнений и принимать соответствующие общенациональным  стандартам  эффективные меры  по уменьшению ущерба от них. Домостроители, осуществляющие свою деятельность в угрожаемых наводнениями зонах и получающие государственную помощь,  должны представлять  договор страхования  от наводнений на полную стоимость дома или сумму, эквивалентную максимально разрешенной законом о страховании  от наводнений. Шкала страховых взносов,  применяемых в различных районах, устанавливается  на основе специальных карт ставок страхования от наводнений, которые в свою очередь способствуют рациональному землепользованию и ограничению использования территорий, подверженных затоплению, выносу строительства  промышленных объектов и жилых домов за пределы таких зон, проведению предупредительных мероприятий и снижению ущерба от наводнений.

Мониторинг и прогноз развития паводковых процессов

Мониторинг – организационно и технически оформленная государственная (или ведомственная) система наблюдений, оценки  состояния гидрологической среды, анализа  происходящих в ней процессов  для своевременного выявления и прогнозирования их изменений и оценки.  Прогнозирование опасных гидрологических явлений  заключается  в определении вероятности их возникновения и развития  в определенном месте  и в определенное время,  а также оценке возможных последствий их проявлений.

Предвидеть  наводнение можно практически всегда, но с различной заблаговременностью. В зависимости от многих факторов  заблаговременность предупреждения о наводнении может колебаться  от нескольких  дней и даже недель до нескольких  часов. Для бассейна каждой реки и отдельных ее участков решение этой задачи носит индивидуальный характер.

Наводнения могут в ряде случаев прогнозироваться по комплексу гидрометеорологических характеристик. Прогнозные оценки  основываются на предыдущей реакции водосбора на выпадение осадков. В любом случае решающая роль принадлежит полноте и точности  информации о выпадающих осадках, дефиците  почвенной влаги, уровнях воды в реках и других гидрометеорологических  характеристиках, таких как общая  синоптическая обстановка, ветер, атмосферное давление и др.

Прогнозы наводнения разрабатываются региональными отделениями Росгидрометеоцентра. Заблаговременность краткосрочных прогнозов  паводковых наводнений составляет  от 1 до 3 суток, а долгосрочных  прогнозов  половодий  – 1-2,5 месяца.

Своевременное обнаружение  и прогнозирование развития  неблагоприятных гидрологических стихийных явлений  осуществляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей  среды (Росгидромет), которая имеет государственную наблюдательную  сеть.

Росгидрометом составляются  следующие речные гидрологические прогнозы:

    • уровня и расхода воды на реках;
    • притока воды в водохранилища;
    • даты наступления ледовых явлений;
    • максимального уровня воды в половодье;
    • водности рек;
    • даты вскрытия  рек и очищения ото льда озер и водохранилищ;
    • даты появления льда на реках, озерах и водохранилищах;
    • минимального уровня воды судоходных рек.

Гидрологические станции  (посты)  расположены на реках,  озерах,  водохранилищах  России.  На этих станциях  осуществляются наблюдения за следующими элементами: осадками,  включая росу; снежным  покровом; уровнем воды; речным  стоком,  расходом  и накоплением запасов  воды; испарением; влажностью почвы; подземными водами; озерным и речным льдом; температурой воды.

Гидрометцентр России,  выполняющий функции федерального  центра, осуществляет   прогноз   зон   потенциально  опасных   явлений   по  территории страны,  а также прогноз  метеорологических величин  и осадков.  Региональные центры   уточняют   размеры   зон  опасных   явлений   на  основе   региональных моделей и данных наблюдений.

С 2006 года система предупреждения о наводнениях в России  замыкается  на Национальном центре  управления  в кризисных ситуациях,  который  функционирует в МЧС России.

Для справки:

Основной цикл краткосрочных гидродинамических прогнозов  составляет 12 часов, среднесрочных прогнозов – 1 раз в сутки. Сверхкраткосрочные прогнозы выпускаются  по мере необходимости для предупреждения о явлениях  погоды, представляющих опасность  для населения или той или иной хозяйственной деятельности.  Долгосрочные прогнозы, как  правило,  выпускаются  один  раз в месяц или сезон.

Из долгосрочных  прогнозов  наиболее  важными  для практики и наиболее физически обоснованными являются  прогнозы  стока рек и притока  в водохранилища в период формирования весеннего половодья.

Отличительной особенностью и большим преимуществом системы гидрологического прогнозирования в нашей стране является то, что гидрологическая и метеорологическая службы объединены в единую гидрометеорологическую службу. Это позволяет оперативно решать проблемы, которые возникают при прогнозировании опасных гидрологических явлений, в том числе и наводнений.

Предупредительные противопаводковые мероприятия как основные способы снижения рисков

Каждый год в различных регионах нашей страны происходят наводнения. Их последствия – значительный материальный урон и даже человеческие жертвы. Особо опасны высокие паводковые наводнения, вызванные таянием снегов в весенний период. Их причиной являются недостаточная пропускная способность ручьев, рек, каналов по которым уходит вода. Основная проблема заключается в том, что подобные водоемы сильно загрязнены и заилены, что вызывает большое гидравлическое сопротивление потоку. Поэтому, при интенсивном таянии снегов, значительно повышается уровень воды, нанося ущерб окружающим строениям.

Для предотвращения подобных событий проводятся противопаводковые мероприятия, в состав которых входят следующие работы:

    • спрямление и углубление русла водоемов;
    • разрушение и удаление ледовых заторов;
    • очистка водоемов от ила и грунтовых наносов;
    • удаление донного сора бытового и промышленного значения;
    • подъем топленой древесины и крупногабаритных предметов;
    • покос камыша и обводненной растительности;
    • наращивание и укрепление берегов водоемов;
    • строительство водоемов противопаводкового назначения;
    • возведение искусственных защитных дамб.

Самые распространенные и малозатратные способы защиты от паводков – это удаление водорослей и растительности из русла, очистка водоема от иловых отложений и устранение крупногабаритных затопленных предметов. Обычно, данных мероприятий достаточно для предотвращения паводка малой и средней интенсивности. Если же весенние наводнения являются серьезной проблемой, то необходимо проводить дноуглубительные работы. Это самый надежный метод увеличения пропускной способности русла, а значит, паводковая вода будет вовремя уходить с окружающих водоем территорий, сводя к минимуму риск нанесения ущерба.

Земляные вдольбереговые оградительные дамбы представляют собой наиболее распространенный во всем мире тип гидротехнических сооружений для защиты от наводнений. Их строительство получило особенно большое развитие в дельтах рек. В нашей стране в широких масштабах проведено обвалование Терека и Кубани. От Амурских наводнений защищены дамбами Хабаровск, Благовещенск, Комсомольск, Биробиджан и другие города. Обвалование используется также для защиты городов, крупных промышленных объектов и ценных сельскохозяйственных земель от затопления при создании водохранилищ.

Размещение вдольбереговых дамб обвалования подчинено определенным правилам. Их располагают вдоль речных долин на таком расстоянии от меженного русла реки, чтобы пространство между ними было достаточным для пропуска половодий и паводков заданной обеспеченности.

Для ослабления прочности ледяного покрова на территориях, где есть крупные промышленные предприятия или мощные тепловые электростанции используют отработанные теплые воды (конечно, если они не содержат загрязняющих веществ).

Наиболее надежное средство борьбы с заторно-зажорными наводнениями – использование крупных водохранилищ для задержания шуговых и ледовых масс, с тем чтобы не допускать их на заторо- и зажороопасные участки рек.

Разрушение и удаление ледовых заторов

Существующие методы предупреждения ледовых заторов можно разделить на 2 группы: механические и радиационно-химические методы. К первой группе относятся:

    • применение ледорезных машин для разрезания льда;
    • ледокольные работы (с применением судов ледокольного типа);
    • взрывные работы.

Ко второй группе относятся опыление ледового покрова затороопасного участка реки следующими материалами:

    • темным материалом («зачернение» сажей, измельченным угольным шлаком);
    • смесью зачернителя с солью;
    • химикатами (хлористым калием, фосфатной мукой).

Ледорезные машины различных типов и мощностей применяются в тех случаях, когда из-за малых глубин невозможно применение ледоколов. Они эффективны также в комплексе с другими методами (ледоколами, зачернением и т.п.). Ледорезные машины предназначены для резки льда толщиной до 1,2 м. Их применение возможно во всех случаях, когда толщина и прочность ледяного покрова достаточны и последний выдерживает тяжесть оборудования (от 600 кг до 2,5 т).

Применение судов ледокольного типа для проведения противозаторных мероприятий имеет давнюю историю, но применяется в основном для устьевых участков рек, там, где существуют условия для спуска льда по всему руслу.

Особое внимание следует уделить защите мостов от ледовых заторов. Для предотвращения заторов около моста до начала ледохода освобождают от примерзшего льда все опоры и ледорезы, сделав вокруг них борозды во льду шириной не менее 0,5 м. Одновременно с этим необходимо взрывами зарядов устроить вдоль реки (по фарватеру) канал шириной от одной четверти до одной трети ширины реки и длиной не менее трех ширин реки; на расстояние, равное ширине реки, канал должен простираться ниже моста и на большее в два раза расстояние - выше моста.

Одним из основных способов предупреждения и ликвидации опасных заторов является применение взрывов. Они широко используются в оперативной борьбе с заторами на затороопасных участках путем закладки зарядов взрывчатых веществ на лед, в лед и под лед. Взрывные работы особенно необходимы для разрушения мощных заторов, когда другие способы их разрушения не дают положительных результатов, и когда время на проведение мероприятий по борьбе с заторами ограничено.

Для предварительного ослабления ледового покрова производят взрывы за 10-15 дней до вскрытия реки. Основная цель – защита мостов. Глубина закладки заряда тем больше, чем толще лед. Затор на широких реках разрушают, путем дробления его постепенно снизу вверх по течению.

Наиболее эффективным средством ликвидации затора зачастую также является его подрыв зарядами, располагаемыми в определенных местах тела затора. Производство работ подобного рода сопряжено с опасностью для жизни людей, так как масса затора может находиться в состоянии неустойчивого равновесия и затор может прорваться в любое время, особенно после произведенных взрывов.

Организационные противопаводковые мероприятия

На период возможного наводнения на реках для прогноза последствий наводнений и организации мер по защите от них населения, производственных и сельскохозяйственных объектов создаются противопаводковые комиссии.

В период половодья организуется постоянный контроль (мониторинг) за развитием ледовой и паводковой обстановки, а также режимом работы имеющихся на территориях населенных пунктов района прудов. Для предотвращения ситуации с подтоплением придомовых территорий выполняются работы по строительству водосбросных устройств в жилых микрорайонах населенных пунктов.

В целях обеспечения безопасности населения при необходимости проведения эвакуационных мероприятий в период паводка на территории района создаются пункты временного размещения населения для обеспечения пострадавшего населения продуктами питания и предметами первой необходимости заключаются договора со снабжающими организациями райпо. Создаются запасы медицинских и лекарственных препаратов, в том числе препаратов, необходимых для экстренной профилактики населения по эпидемическим показаниям на случай возникновения возможных чрезвычайных ситуаций в период прохождения весеннего паводка.

Организуется проведение разъяснительной работы среди населения по вопросу готовности к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с прохождением половодья, а также о необходимости проведения работ по отводу талых вод от жилого фонда с целью недопущения попадания их в подвалы жилых домов. Соответствующие рекомендации направляются в администрации поселений района.

Создание и совершенствование систем оповещения и информирования населения об угрозе наводнения

Создание системы оповещения и информирования населения об угрозе наводнения является одной из важнейших задач по предупреждению и ликвидации последствий наводнения.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа относит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в их границах.

Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций» определяет, что система оповещения должна обеспечить на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях «своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации».

Для каждого муниципального образования проявление опасных природных явлений и техногенных опасностей имеет свои особенности. Знание причин возникновения и характера бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь. Одна из главных проблем, которая сегодня выходит на первый план – правильное прогнозирование возникновения и развития стихийных бедствий, заблаговременное предупреждение и оповещение, как органов власти, так и населения о возникающей опасности. Уроки природных опасных явлений 2012 года на территории Краснодарского края (6-7 июля) и Республики Дагестан (9-10 октября) с многочисленными жертвами среди населения, когда проявления стихийных бедствий опережали оповещение, потребовали принятия срочных мер в организации эффективной защиты населения.

Средства оповещения сельского населения

Проводное радиовещание

К сожалению, сельские сети проводного радиовещания приходят в полный упадок. Только в период с 2005 года по 2009 год в целом по России количество радиоточек сократилось на 39 процентов, а процент возможного охвата оповещением населения за тот же период снизился с 31,7 до 19,3 процента. В 2009-2012 годах тенденция сокращения радиоточек продолжилась. Процент возможного охвата оповещением населения с использованием приемников проводного вещания в целом по России к концу 2015 года можно оценить на уровне не более 11,5 процента от общей численности населения.

Эфирное радиовещание

Сети радиовещания выполняют функцию одной из основных систем мобильного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

Телевещание

Из всех средств массовой информации телевидение обладает наибольшим охватом людей. Несмотря на широкие возможности телевещания по оповещению населения, специалисты видят и факторы, ограничивающие его применение в чрезвычайных ситуациях. Дело в том, что телевизоры работают только при наличии электроснабжения. А в период чрезвычайных ситуаций отключение электричества в районе бедствия вполне вероятно.

Использование сотовой связи

В России за последние годы произошли значительные сдвиги в развитии информационного общества. Мобильный телефон сегодня является важнейшим средством доступа и распространения массовой коммуникации. Уже сейчас распространение мобильной связи в России достигло мирового уровня, а сотовый телефон стал естественным атрибутом не только городской, но и сельской жизни.

Использование сети Интернет

Интернет уже можно рассматривать как медиа-среду, аналогичную телевидению, радио и прессе. Во всем мире сейчас наблюдается тенденция падения тиражей ежедневных печатных средств информации и рост числа посещений Интернет-СМИ.

В системах оповещения Интернет рассматривается в качестве эффективного средства оповещения наряду с телерадиовещанием. Поэтому во многих регионах России в документах на организацию оповещения записано, что основными техническими способами оповещения населения об угрозе или возникновении опасности и доведении порядка действий являются средства массовой информации (радио, телевидение, новостные Интернет-сайты). Для информирования населения привлекаются теле- и радиостанции и Интернет провайдеры.

Наружные средства звукового оповещения населения включают в себя электрические сирены и уличные громкоговорители. К этим же средствам можно отнести и автомобильные сигнально-громкоговорящие системы, установленные на автомашинах МВД России, пожарных машинах, машинах скорой помощи.

Для решения задачи оперативного и эффективного оповещения населения в зонах возможного наводнения необходимо комплексное использование всех имеющихся средств оповещения.

Наверх
Яндекс.Метрика