Под природными пожарами понимают неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде. По объекту горения принято выделять лесные, почвенные и степные пожары. Наибольшую опасность по масштабам и последствиям представляют лесные и почвенные пожары.
При определенных условиях природные пожары приводят к чрезвычайным ситуациям. Среди основных причин перерастания природных пожаров в чрезвычайные ситуации выделяют:
На рисунке приведена схема зонирования территории Российской Федерации по риску возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами.
Причины природных пожаров
Чаще всего пожары возникают вблизи населенных пунктов, в интенсивно используемых лесопарковых (лесорекреационных) зонах, а также вдоль автомобильных и железных дорог, по берегам судоходных рек.
В радиусе 5 км от жилой зоны возникает от 50 до 70% пожаров, 10 км – от 80 до 93%, а за пределами 20 км – лишь от 3 до 10% пожаров.
Одним из основных источников загораний являются травяные пожары, или сельхозпалы.
При этом сгорает огромное количество заготовленного сена, хозяйственных по-строек, мостов, столбов линий электропередачи и т.д. Регулярные взрывы армейских складов с боеприпасами совпадают с пиками пожарной опасности в природе.
Нередко новые пожары возникают рядом с непотушенными тлеющими торфяниками.
В заболоченных лесах увлажнение и высыхание напочвенных горючих матери-алов зависят не только от атмосферных осадков, но и от уровня грунтовых вод.
При низком уровне грунтовых вод, когда прекращается подпитка напочвенного покрова грунтовыми водами, увлажнение и высыхание последнего зависит только от атмосферных осадков.
После длительной жары и бездождья летние грозы часто бывают причиной загорания леса – удары молний в землю там, где есть сушняк или сухая трава, создают очаги пожара, и если ливень при грозе не потушит их, то пожар может охватить огромную площадь.
« Сухая гроза » . Удар молнии на открытой местности.
Особенно опасны для леса так называемые «сухие грозы», когда разряды атмосферного электричества между облаками и землей не сопровождаются выпадением дождя.
На рисунке представлена круговая диаграмма, отражающая долевое соотношение основных причин природных пожаров.
Пожарная безопасность в лесах
Пожарная безопасность в лесах обеспечивается обязательным выполнением ряда мероприятий, разработка которых базируется на опыте ликвидации многих тысяч лесных пожаров, возникавших и возникающих на территории лесного фонда Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417) устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Органами местного самоуправления осуществляются меры пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований. Меры пожарной безопасности в лесах на лесных участках, предо-ставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лица-ми, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
В целях защиты лесов от пожаров осуществляется их противопожарное обустройство:
Большинство из перечисленных мер касается органов местного самоуправления. Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Нормативы противопожарного обустройства лесов, а также виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В целях снижения доли «человеческого фактора» в причинах возникновения природных пожаров в средствах массовой информации, в местах проживания, работы, учебы проводится широкая кампания по повышению культуры противопожарного поведения населения. В случае введения в регионе особого противопожарного режима работа с населением усиливается. Осуществляется патрулирование лесов, дорог и вводится ограничение доступа в лес населения.
Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров
Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает:
По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров принимаются решения о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.
Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
На рисунке отображены зоны мониторинга пожарной опасности лесного фонда.
Полномочия органов местного самоуправления в борьбе с лесными пожарами
К полномочиям органов местного самоуправления в области тушения лесных пожаров относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной без-опасности относятся:
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:
Конкретные меры по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории муниципального образования оформляются в виде соответствующего Плана, методические рекомендации по разработке которого приняты МЧС России в июле 2013 года.