Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Основные способы управления рисками при природных пожарах

Под природными пожарами понимают неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде. По объекту горения принято выделять лесные, почвенные и степные пожары. Наибольшую опасность по масштабам и последствиям представляют лесные и почвенные пожары.

При определенных условиях природные пожары приводят к чрезвычайным ситуациям. Среди основных причин перерастания природных пожаров в чрезвычайные ситуации выделяют:

    • большую продолжительность засушливого периода с сильными ветрами;
    • большое количество пожаров, действующих на данной территории;
    • позднее обнаружение очагов пожаров;
    • недостаточное применение эффективных мер предупреждения и борьбы с пожарами.

На рисунке приведена схема зонирования территории Российской Федерации по риску возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами.


Причины природных пожаров

Чаще всего пожары возникают вблизи населенных пунктов, в интенсивно используемых лесопарковых (лесорекреационных) зонах, а также вдоль автомобильных и железных дорог, по берегам судоходных рек.

В радиусе 5 км от жилой зоны возникает от 50 до 70% пожаров, 10 км – от 80 до 93%, а за пределами 20 км – лишь от 3 до 10% пожаров.

Одним из основных источников загораний являются травяные пожары, или сельхозпалы.



При этом сгорает огромное количество заготовленного сена, хозяйственных по-строек, мостов, столбов линий электропередачи и т.д. Регулярные взрывы армейских складов с боеприпасами совпадают с пиками пожарной опасности в природе.

Нередко новые пожары возникают рядом с непотушенными тлеющими торфяниками.

В заболоченных лесах увлажнение и высыхание напочвенных горючих матери-алов зависят не только от атмосферных осадков, но и от уровня грунтовых вод.

При низком уровне грунтовых вод, когда прекращается подпитка напочвенного покрова грунтовыми водами, увлажнение и высыхание последнего зависит только от атмосферных осадков.

После длительной жары и бездождья летние грозы часто бывают причиной загорания леса – удары молний в землю там, где есть сушняк или сухая трава, создают очаги пожара, и если ливень при грозе не потушит их, то пожар может охватить огромную площадь.


« Сухая гроза » . Удар молнии на открытой местности.


Особенно опасны для леса так называемые «сухие грозы», когда разряды атмосферного электричества между облаками и землей не сопровождаются выпадением дождя.

На рисунке представлена круговая диаграмма, отражающая долевое соотношение основных причин природных пожаров.


Пожарная безопасность в лесах



Пожарная безопасность в лесах обеспечивается обязательным выполнением ряда мероприятий, разработка которых базируется на опыте ликвидации многих тысяч лесных пожаров, возникавших и возникающих на территории лесного фонда Российской Федерации.



Правила пожарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 417) устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Органами местного самоуправления осуществляются меры пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований. Меры пожарной безопасности в лесах на лесных участках, предо-ставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лица-ми, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В целях защиты лесов от пожаров осуществляется их противопожарное обустройство:

    • прокладка и прочистка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
    • строительство пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов);
    • устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
    • благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах;
    • установка шлагбаумов, преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности;
    • установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.

Большинство из перечисленных мер касается органов местного самоуправления. Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Нормативы противопожарного обустройства лесов, а также виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В целях снижения доли «человеческого фактора» в причинах возникновения природных пожаров в средствах массовой информации, в местах проживания, работы, учебы проводится широкая кампания по повышению культуры противопожарного поведения населения. В случае введения в регионе особого противопожарного режима работа с населением усиливается. Осуществляется патрулирование лесов, дорог и вводится ограничение доступа в лес населения.

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает:

    • наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
    • организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных и космических средств;
    • организацию патрулирования лесов;
    • прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.

По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров принимаются решения о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

На рисунке отображены зоны мониторинга пожарной опасности лесного фонда.


Полномочия органов местного самоуправления в борьбе с лесными пожарами

К полномочиям органов местного самоуправления в области тушения лесных пожаров относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности.

К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной без-опасности относятся:

    • участие в предупреждении и ликвидации последствий ЧС в границах поселения;
    • обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

    • создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
    • создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
    • оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
    • организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
    • принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до при-бытия подразделений Государственной противопожарной службы;
    • включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
    • оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
    • установление особого противопожарного режима в случае повышения пожар-ной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

    • создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении мер пожарной безопасности в иных формах;
    • включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
    • оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
    • установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Конкретные меры по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на территории муниципального образования оформляются в виде соответствующего Плана, методические рекомендации по разработке которого приняты МЧС России в июле 2013 года.

Наверх
Яндекс.Метрика