Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
г.Москва, ул.Давыдковская, д.7
+7 (495) 400-9940
info@sra-russia.ru

Описание местоположения

История невских земель

 

Освоение берегов Невы

 

В VIII-IX веках берега Невы заселяли восточные славяне (ильменские словене и кривичи). В IX веке образовалась Новгородская Русь, и она стала контролировать земли, где позднее расположится Санкт-Петербург. За обладание этой территорией велась длительная борьба между Новгородом, а затем Россией, с одной стороны, и Швецией, с другой. В 1240 году здесь произошла Невская битва между шведами и новгородцами.

По данным новгородских источников, в 1470-е годы в дельте Невы находилось много поселений: 15 деревень в низовьях Охты, на Петроградской стороне было 30 дворов, на Васильевском острове – 24 двора, 8 – в Адмиралтейской части, деревня в 4 двора находилась на месте Александро-Невской лавры.

Новгородская республика в 1478 году была присоединена к Московскому княжеству. Поселения на приневской территории перешли в собственность московских бояр и воевод. В 1500 году на территории современного центра Петербурга находилось 21 поселение, в котором было 138 дворов.

В смутное время для борьбы с поляками русским царем Василием Шуйским в 1609 году был заключен со шведами договор о предоставлении военной силы. В обмен Швеции передавалась территория Корельского уезда Новгородской земли. В 1611 году Швеция захватила и другие земли русского северо-запада, и Приневье, в том числе.

В 1611 году в устье Охты, на левом берегу Невы, на месте русского торгового поселения шведами была заложена крепость Ниеншанц, а на противоположном берегу Охты – город Ниен. К концу XVII века Ниеншанц становится крупным торговым городом, ежегодно принимающим до 100 купеческих судов. Шведы начинают укреплять Ниеншанц и Ниен, строятся оборонительные сооружения: валы и редуты. Во время Северной войны между Швецией и Россией 1 мая 1703 года (12-го по новому стилю) Ниеншанц был захвачен русскими войсками. К 8 (19) маю русские войска вступили в Копорье, а чуть позже в Ям (современный Кингисепп). Именно в это время становится главным вопрос о создании в устье Невы крепости для защиты новых рубежей.

 

ОСНОВАНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

Герб Санкт-Петербурга представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебряных якорей – морского и речного, положенных накрест, а на них золотой скипетр с двуглавым орлом.

Щит увенчан императорской короной с двумя выходящими из нее Андреевскими лазоревыми лентами. За щитом два положенных накрест золотых, украшенных алмазами и эмалью российских скипетра, соединенных Андреевской лазоревой лентой.

Скипетр с государственным орлом, символизировал монархическую царскую власть, а также, что Санкт-Петербург – столица Российской империи. Два серебряных якоря, из которых один – двухлопастный, с перекладиной у кольца – морской, другой – четырехлопастный, с кольцом – «речная кошка», означали, что город – морской и речной порт. Якоря выражают идею Петра I о выходе к морю через речные пути. Красное поле щита напоминает о кровопролитных боях со шведами во время Северной войны.

 

Питер Пикарт. «Санкт-Петербург». Гравюра 1704 года

 

16 (27) мая 1703 русским царем Петром I на отвоеванных у шведов землях, называвшихся Ингерманландией, была заложена крепость Санкт-Питер-Бург, так же стал называться и город. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра. Первоначальное Sankt-Piter-Burch было имитацией голландского произношения Sint-Petersburg, так как Петр жил и учился некоторое время в Нидерландах. В 1720 году название Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург. Кроме официального названия, в народе появляется также сокращенное, на русский манер – «Питер-град» или просто «Питер».

Поскольку город начал строиться, когда еще продолжалась Северная война (1700-1721 гг.), первой и главной постройкой в нем стала крепость. Она была заложена на Заячьем острове в дельте реки Невы в нескольких километрах от Финского залива. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения города.

Строительство основных городских построек шло за пределами крепости по берегам реки, для чего осушались расположенные в дельте Невы болота. Работами по строительству нового города руководили приглашенные Петром в Россию иностранные инженеры. Чтобы ускорить возведение каменных домов, Петр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определенное количество камня или же заплатить специальный сбор.

Строительство города с 1704 по 1717 год в основном выполнялось силами «работных людей», мобилизованных в рамках натуральной трудовой повинности. Они валили лес, засыпали болота, строили набережные и т. п. В 1704 году в Петербург вызвали из разных губерний до 40 тыс. работных людей, в основном крепостных помещичьих и государственных крестьян. Работы велись преимущественно «вахтовым методом».

 

Кикины палаты – сохранившиеся здания 1710-х годов постройки

 

Европейская столица

 

С 1712 года город провозглашается столицей Российского государства. Сюда из Москвы были переведены все официальные учреждения и царский двор. Это уникальный в мировой истории казус, когда столица одного государства (России) на протяжении девяти лет находилась формально на территории другого государства (Швеции).

Царь Петр I понимал, что Россия нуждается в кардинальных реформах, причем практически во всех сферах, начиная от управления и заканчивая технологией производства. Но он не мог не понимать и того, что окруженный боярами в их старом гнезде, Москве, он не сможет полностью разорвать цепи былых устоев. Поэтому еще в начале царствования у него зародилась идея постройки новой столицы, откуда он уже будет управлять не царством Русским, а Российской империей. Позже Петр побывал в Голландии и проникся европейской культурой, поэтому пожелал, чтобы его новая столица была именно у западных границ государства.

После закладки и начала строительства Петропавловской крепости продолжается возведение и других оборонительных сооружений. В декабре 1706 Петр I издает приказ о строительстве Кронверка, с целью оградить Петропавловскую крепость от артобстрела с противоположного берега, а двумя годами ранее было заложено Адмиралтейство.

 

Г. А. Качалов. Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра

Первые годы гражданское строительство шло медленно, но уже в 1703 году появляется Троицкая церковь (1704), а также первый Гостиный двор, в то время носивший название «ростовские ряды», так как большинство торговцев было из Ростова.

В эти годы создают свои всемирно известные архитектурные произведения такие зодчие, как Д. Трезини (Кронштадт (1704), Александро-Невская лавра (1717), Летний дворец Петра I (1710-1711 гг.), Петровские ворота (деревянные – 1708, каменные – 1714-1717), Петропавловский собор (1712-1733) в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722-1736) и многие другие), М.Г. Земцов, перестроивший Подзорный дворец, создатель многих павильонов, фонтанов и каскадов в Петергофе, автор проекта Аничкова дворца и др.; Ж.-Б. Леблон (Генеральный план Санкт-Петербурга и др.); Г.И. Маттарнови (Кунсткамера и другие.); И.М. Угрюмов (Летний сад), а также много других известных архитекторов.

 

Число обитателей столицы в 1725 году составляло примерно 40 тыс. человек, из них не менее 20 тысяч было занято производительным трудом. В 1750 году численность взрослого населения Петербурга составляла 74 тыс. 283 человека.

Практически вся деятельность царя Петра I в Санкт-Петербурге в той или иной мере была направлена на насаждение морских традиций. Все Петровские резиденции стояли вплотную к воде, а Летний дворец и Подзорный дворец омывались невскими водами с нескольких сторон. Если по каким-либо причинам построить дворец у Балтийского моря не удавалось, то от моря прокладывались каналы, по которым суда приходили ко дворцу, и в конце этих каналов устраивались расширения (как тогда называли, Гаванцы, позже – Ковши) для причаливания судов. Так были устроены Большой Петергофский дворец и дворец в Стрельне.

К концу XVIII века население города превысило 200 тыс. человек, в городе действовало более 60 православных и 15 других церквей. Насчитывалось более 1200 улиц и переулков, 3,3 тыс. домов, вся центральная часть города уже полностью была замощена булыжником.

В это время создают свои знаменитые произведения такие архитекторы, как Ф.Б. Растрелли – Зимний дворец (1754-1762 гг.), Воронцовский дворец, Большой Петергофский дворец и др.; Ю.М. Фельтен – знаменитая решетка Летнего сада, Лютеранская церковь Святой Екатерины, Чесменская церковь и др.; И.Е. Старов – Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец, Князь-Владимирский собор, и др.; Дж. Кваренги – Александровский дворец, здание Академии наук, Дворец Юсуповых на Садовой улице и др.; Ж.Б. Валлен-Деламот – Гостиный двор, Императорская Академия художеств и др.; В.И. Баженов – Михайловский замок; и многие другие зодчие.

 

Карта города. 1834 год

 

7 августа 1782 года был торжественно открыт памятник основателю города Петру Великому – Медный всадник (скульпторы – Э.М. Фальконе, Ю.М. Фельтен, Ф.Г. Гордеев).

Открывается Пулковская обсерватория. В начале XIX века происходит открытие новых водных систем – Мариинской и Тихвинской, в 1828 году открывается Северо-Двинский канал.

 

В первой половине XIX века заканчивается оформление архитектурных ансамблей вокруг Дворцовой и Сенатской площадей. Огромное значение для города, как и для всей страны, имело учреждение Царскосельского лицея 19 (31) октября 1811 года, выпустившего множество учеников, ставших впоследствии известными деятелями науки и культуры. Среди них и А.С. Пушкин.

Важным событием становится строительство первой железной дороги в 1836 году между Петербургом и Царским Селом, движение по которой открылось в 1837 году. Для того чтобы железной дорогой пользовались как можно больше, на конечной станции, в Павловске, построили большой вокзал с концертным залом, и уже летом 1838 года здесь открылся первый концертный сезон. На протяжении 10-ти лет дирижером Павловских летних концертов был австрийский композитор Иоганн Штраус. Известны многие его произведения, связанные с пребыванием в Петербурге, и, в первую очередь, знаменитый вальс «Прощанье с Петербургом».

 

Колыбель революции

 

В Санкт-Петербурге произошло декабрьское восстание 1825 года, начались революции 1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская революции 1917 года.

С ростом промышленности в России возникли радикальные движения. Социалистические организации (эсеры и анархисты) несли ответственность за убийство многих представителей царской семьи, в том числе Александра II в 1881 году. Революция 1905-1907 гг. брала свое начало здесь и быстро распространилась по провинциям. Во время Первой мировой войны название Санкт-Петербург казалось слишком «немецким», и по инициативе царя Николая II город был переименован в Петроград 18 (31) августа 1914.

 

1917 год был началом революции. Февральская революция свергнула царское правительство, было создано два центра политической власти, Временное правительство и Петроградский совет. Временное правительство было свергнуто Октябрьской революцией и началась Гражданская война. Крейсер Аврора стал символом Октябрьской революции

 

Близость города к антиреволюционным армиям и нестабильный политический климат вынудили перебазировать Советское правительство в Москву (5 марта 1918 года).

26 января 1924 года, спустя 4 дня после смерти Ленина, Петроград был переименован в Ленинград.

 

Советский Петроград - Ленинград

 

Модель башни Татлина, 
1919 год

После катастрофических событий 1917-1919 гг. население города сокращается, к 1920 году оно составляет лишь 722 тыс. человек (треть от населения 1915 года), но благодаря НЭПу жизнь в городе постепенно налаживается.

Происходит активная жилищная застройка. По всему городу создаются Дворцы культуры – к середине 1930 годов имеются уже во всех промышленных районах.

В результате политики борьбы с религией были прекращены службы во многих церквях и соборах. Ряд зданий были отданы под музеи, в том числе Казанский собор был превращен в Музей истории религии и атеизма. В некоторых находились различные государственные учреждения, некоторые – отданы под утилитарные объекты – бассейны, склады, мастерские и пр. Часть церковных зданий была снесена.

 

С 3 декабря 1931 г. Ленинград был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр.

 

Блокада Ленинграда

 

Огромный героизм и стойкость ленинградцев проявились во время Великой Отечественной войны.

 

Первыми по Дороге жизни прошли конные обозы

Почти 900 дней и ночей в условиях полной блокады города жители не только выжили, но и оказали огромную помощь фронту.

Во время блокады город с «Большой землей» связывала проложенная через Ладожское озеро «Дорога Жизни». Летом она проходила по воде, а зимой – по льду. Также важную роль сыграла и доставка в город грузов авиацией, производившаяся в крупных масштабах осенью 1941 года.

 

Железнодорожное сообщение с «Большой землей» было восстановлено после прорыва блокады.

По официальным советским данным около 630 тыс. из 3 млн. жителей города умерло во время блокады и еще примерно 200 тысяч – на этапах эвакуации. За героизм населения и защитников города Ленинград стал первым советским населенным пунктом, удостоенным почетного звания Город-герой.

 

Послевоенный период

 

Город сильно пострадал от войны, многие здания были разрушены в ходе обстрелов и бомбежек, а оказавшиеся на оккупированной врагом территории – еще и разграблены (например, до сих пор не найдена Янтарная комната), но город и его пригороды в следующие десятилетия были восстановлены в прежнем блеске и Ленинград продолжал оставаться интеллектуальным и культурным центром СССР.

Начиная с 1947 года, в Ленинграде развиваются как восстановительные, так и интенсивные строительные работы. 5 ноября 1955 года сдана в эксплуатацию первая очередь ленинградского метрополитена.

Во второй половине 1980-х годов население города впервые достигло пяти миллионов человек, но в 1990-х годах значительно снизилось.

 

Постсоветский период

 

В 1991 году по результатам референдума ленинградцы высказались за возвращение городу названия Санкт-Петербург. 6 сентября 1991 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР оно было возвращено. Десяткам городских названий возвращены их исторические имена.

 

 

В 2001 году начинается строительство Кольцевой автодороги вокруг Петербурга, 15 декабря 2004 года открывается Большой Обуховский мост, известный как «Вантовый мост».

Продолжается развитие метрополитена: в 1999 году введен в эксплуатацию участок Правобережной линии от станции «Чкаловская» до станции «Старая Деревня», в 2005 открыта станция Комендантский проспект и другие, а позже была организована пятая линия метро.

 

Город стал главным российским и одним из главных европейских центров парусного и водно-моторного спорта, местом ежегодного проведения Петербургского экономического форума.

22 сентября 2012 года вновь родился пятимиллионный житель города.

Начиная с XIX века, город держит за собой 4 место по численности населения среди городов Европы. Его всегда превосходили Лондон и Париж и в разное время опережали то Берлин, то Вена, то Неаполь или Москва, как сейчас.

 

О географии Санкт-Петербурга

 

Санкт-Петербург во многом особенный город. Необычны и его природные условия. Из крупнейших городов мира он самый северный, расположенный на 60-й параллели, всего примерно в 700 км от Полярного круга. Благодаря своему северному положению Петербург знаменит белыми ночами – явлением привлекательным и романтическим.

 


Дельта Невы

Но Петербург также и западный город, расположенный на 30-м восточном меридиане, на выходе Невы в Балтийское море, относительно недалеко от Атлантического океана. Западное приморское положение города – причина изменчивости петербургской погоды, то по-северному суровой, то по-европейски мягкой. Здесь пролегают пути атлантических циклонов с резкими колебаниями атмосферного давления и штормовыми ветрами западных направлений.

 

Своеобразен Санкт-Петербург не только географическим положением, но и рельефом, топографией, ландшафтом. Город вознесся «по мшистым, топким берегам» на низкой суше островов невской дельты. Морской фасад города окаймлен пологими берегами мелководной Невской губы. Также неглубоки Финский залив и все Балтийское море. Таким образом, на морских подступах к Петербургу сочетаются два условия, необходимые и достаточные для образования наводнений: метеорологические (активные циклоны) и гидрографические (мелководье).

Невское взморье

Морские наводнения – их называют еще штормовыми нагонами или метеорологическими приливами – происходят и на многих других морях, например Северном (где затоплению подвергаются Нидерланды, Лондон, Гамбург), Адриатическом (Венеция), Азовском (Таганрог), Белом (Архангельск), Каспийском, Охотском, на всех арктических морях, в Мексиканском и Бенгальском заливах. Наводнения угрожают многим городам, но Петербург среди них – один из самых больших.

По мнению ученых, с самых давних времен вся земля, на которой стоит современный Санкт-Петербург, периодически покрывалась водой.

 

Летописи свидетельствуют, что с 1060 по 1066 год она покрывала все его пространство слоем более семи метров. Таким образом, наводнение в Санкт-Петербурге – это исконная проблема, которая гораздо древнее самого города.

 

История наводнени

 

До основания Петербурга самое крупное наводнение произошло в 1691 году. В шведских летописях сказано, что водой была скрыта вся местность центральной части будущего города на двадцать пять футов высоты (7,62 метра).

Уже спустя 3 месяца после основания Петербурга, в ночь с 19 на 20 августа 1703 года, произошло наводнение. Тогда вода поднялась более чем на 2 метра. А в 1708 году жители города стали свидетелями грозного стихийного бедствия, о котором в своем письме к Александру Меншикову Петр I сообщал: «Третьего дни ветром вест-зюйд-вест такую воду нагнало, какой, сказывают, не бывало. У меня в хоромах было сверху пола 21 дюйм, а по городу и на другой стороне по улице свободно ездили на лодках. Однако же недолго держалась, менее трех часов. И зело было утешно смотреть, что люди по кровлям и по деревьям, будто во время потопа, сидели… Вода хотя и зело велика была, беды большой не сделала».

 

Схема затопляемых территорий Санкт-Петербурга из ЭСБЕ

 

В начале XVIII века центральная часть города затапливалась при подъеме всего на 130-150 см. Наибольшему ущербу подвержены территории, прилегающие к Неве и Невской губе. Наращивание культурного слоя, мощение дорог способствовало борьбе с затоплением. В начале XIX века наводнением считалось превышение среднего многолетнего уровня воды в Неве на 1,07 м (3,5 фута). Превышение этого уровня в городе сигнализировалось тремя пушечными выстрелами с Адмиралтейства и вывешиванием на его здании флагов днем, или фонарей ночью. В XXI веке наводнениями считаются подъемы уровня воды более, чем на 160 см над ординаром (уровень водомерного поста, установленного у Горного института). Наводнения с подъемом воды до 210 см считаются опасными, до 299 см – особо опасными, свыше 300 см – катастрофическими.

Чаще всего наводнения происходят в сентябре-декабре. Наиболее крупными были наводнения в 1824 (7 (19) ноября, 421 см выше ординара), 1924 (23 сентября, – 380 см), 1777 (10 (21) сентября) – 321 см), 1955 (15 октября, – 293 см), 1975 (29 сентября, – 281 см) годах.

За три века с 1703 года зафиксировано более 300 наводнений (подъем воды более 160 см), из них 210 с подъемом более 210 см. В некоторые годы случались по несколько наводнений (в 1752 – пять), были периоды затишья (1729-1732 и 1744-1752).

 

В Петербурге есть несколько общедоступных напоминаний о крупных наводнениях. Это отметки на специальных линейках, вмонтированных в боковые стены Невских ворот Невской куртины Петропавловской крепости (арх. Н.А. Львов), что представляет собой т. н. Музей наводнений в составе Музея истории Санкт-Петербурга.

 

Уже с первых лет строительство нового города на берегах Невы одной из основных задач стала борьба с наводнениями. Основатель города Петр I обязал жителей подсыпать и укреплять берега Невы, повышать фундаменты строящихся зданий. Екатерина II после наводнения 1777 года распорядилась укрепить берег Невы и каналов гранитными набережными. В целях предупреждения наводнений с помощью отвода невских вод в Балтику были построены в 1790 году Екатерининский (ныне Грибоедовский) и в 1834 году Обводной каналы.

Наиболее эффективным способом борьбы с наводнениями стало техническое решение, предложенное в середине XIX века фортификатором Базеном. Разработанный им проект предусматривал строительство каменной дамбы, отделяющей Невскую губу от Финского залива. Однако ограниченные технологические и технические возможности того времени не позволили гениальному проекту воплотиться в жизнь. Но заложенные в нем решения нашли отражение в проекте комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга, построенном на рубеже ХХ и XXI веков.

В 1979 году началось создание дамбы – комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений. В начале 1990-х строительство заморожено и возобновлено только в начале 2000-х, 12 августа 2011 года дамба сдана в эксплуатацию.

Комплекс защитных сооружений предназначен для защиты акватории Невской губы и дельты Невы от сгонно-нагонных явлений, при которых фиксировался подъем воды до 4,2 метра выше ординара. Полная протяженность защитных сооружений 25,4 км. Комплекс рассчитан на защиту от наводнений высотой до 4,55 метра, верхняя отметка волноотбойной стенки над средним многолетним уровнем воды – 7,5 м.

 

 

Комплекс включает в себя 11 защитных дамб , 6 водопропускных сооружений (В-1-В-6), два судопропускных сооружения (С-1 и С-2) и шестиполосную автомагистраль, проходящую по гребню защитных дамб, с мостами, туннелем и транспортными развязками. Нумерация сооружений идет от Бронки к Горской (с юго-запада на северо-восток). Общая длина дамб – 23,4 км.

Созданный в России уникальный крупнейший в мире комплекс эффективно выполняет транспортные функции и успешно решает основную задачу по защите Санкт-Петербурга от затопления. За первые 5 лет существования он позволил предотвратить 13 наводнений, в том числе 9 опасных. По оценкам специалистов предотвращение только одного катастрофического наводнения окупает все затраты на строительство комплекса.

 

Источники:

 https://ru.wikipedia.org/wiki/История_Санкт-Петербурга

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Медный_всадник

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Наводнения_в_Санкт-Петербурге

 

http://fishki.net/1281675-kompleks-zawitnyh-sooruzhenij-sankt-peterburga-ot-navodnenij.html

 

http://spbfoto.spb.ru/foto/details.php?image_id=1013

 

http://fb.ru/article/173796/silneyshee-navodnenie-v-sankt-peterburge-ugroza-navodneniya-v-sankt-peterburge

 

http://opeterburge.ru/history/vozvrashchenie-gorodu-ego-istoricheskogo-nazvaniya.html

 

Мультимедийный материал

3D реконструкция

• Санкт Петербург. Реконструкция наводнений


• Санкт-Петербург. Эффективность мер управления рисками
>
Наверх
Яндекс.Метрика